РКЮО | RCLS | Новеллы экологического законодательства Индии за 2021-2024 гг.
3916
post-template-default,single,single-post,postid-3916,single-format-standard,qode-listing-1.0.1,qode-social-login-1.0,qode-news-1.0.2,qode-quick-links-1.0,qode-restaurant-1.0,ajax_fade,page_not_loaded,,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-content-sidebar-responsive,qode-theme-ver-13.0,qode-theme-bridge,bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.4,vc_responsive
 

Новеллы экологического законодательства Индии за 2021-2024 гг.

Новеллы экологического законодательства Индии за 2021-2024 гг.

 

За 2021-2024 гг. в Индии был издан ряд законодательных актов, направленных на стабилизацию экологической ситуации с одной стороны и поддержку бизнеса с другой.

 

Нововведения для бизнеса — отчет об ответственности и устойчивом развитии бизнеса.

В 2021 году Совет по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI) представил Отчет об ответственности и устойчивом развитии бизнеса, заменив более ранний Отчет об ответственности бизнеса. Новый документ предписывает отчетность по экологическим, социальным и корпоративным аспектам управления, требуя от ведущих компаний раскрывать результаты своей деятельности в соответствии с девятью принципами Национальных руководящих принципов ответственного ведения бизнеса.

Начиная с 2023 финансового года, SEBI обязывает 150 крупнейших листингуемых компаний в Индии по рыночной капитализации предоставлять «разумные гарантии» по показателям нового отчета.

В 2022 г. вступил в силу Закон об энергосбережении (поправка). Цель принятия поправок заключается в обеспечении законодательную основу для обязательного использования неископаемых источников, введя торговлю углеродными кредитами, чтобы обеспечить более быструю декарбонизацию индийской экономики.

 

Декриминализация экологических правонарушений (Закон Джана Вишваса)

Закон Джана Вишваса (изменение положений) от 2023 года направлен на достижение двойной цели: простоты ведения бизнеса и простоты жизни для граждан. Внося поправки, касающиеся декриминализации мелких правонарушений, увеличения штрафов и наказаний, чтобы действовать как сдерживающий фактор, а не тюремное заключение.

Закон «Ян Вишвас» содержит 183 положения о декриминализации в 42 центральных актах, регулируемых 19 министерствами. Четыре из этих 42 центральных актов касаются различных экологических законов, в том числе о загрязнении воздуха, лесах и охране окружающей среды.

Например, в случае с Законом о предотвращении и контроле загрязнения воздуха 1981 года несоблюдение положений о эксплуатации промышленных предприятий повлечет за собой штраф в размере до 15 лакхов рупий. Хотя тюремного заключения за это правонарушение предусмотрено не будет, если какое-либо лицо (владелец, например) продолжит нарушение или несоблюдение требований, он будет обязан выплачивать дополнительный штраф каждый день, в течение которого продолжается такое нарушение.

Было отменено тюремное заключение на основании положений Закона об охране окружающей среды 1986 года, и увеличен штраф за сброс загрязняющих веществ. Также был принят Закон о биологическом разнообразии (поправка) от 2023 года. Этот закон создает основу для справедливого распределения выгод от использования биологических ресурсов, сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования его компонентов. Положения данного Закона заменяют тюремное заключение штрафами в размере от 100 000 до 50 миллионов индийских рупий.

 

В 2022 г. вступил в силу Закон о внесении поправок в Закон об энергосбережении. Положения обновленного Закона способствуют повышению энергоэффективности и практикам устойчивой энергетики. На основании данного Закона было создано Бюро по энергоэффективности (BEE).

Поправка к Закону об энергосбережении включила схему торговли углеродными кредитами. Исходя из этого, в мае 2023 года были утверждены правила для индийского углеродного рынка. Углеродные кредиты выдаются за деятельность, которая сокращает выбросы парниковых газов, и впоследствии ими можно торговать.

 

Руководящие принципов по расширенной ответственности производителя для пластиковой упаковки.

Правила обращения с пластиковыми отходами 2016 года представляют собой законодательную основу для запрета пластика в Индии, подчеркивая важность экологически безопасного обращения и утилизации пластиковых отходов.

В 2022 г. были приняты Руководящие принципы по расширенной ответственности производителя (РОП) для пластиковой упаковки. В указанном акте поставлены амбициозные цели в отношении РОП, переработки отходов пластиковой упаковки, повторного использования жесткой пластиковой упаковки и включения в состав переработанного пластика.

Запрет на пластик ограничивает производство, импорт, хранение, распространение, продажу и использование пластиковых пакетов толщиной менее 75 микрон, а с 31 декабря 2022 года — до 120 микрон.

Строгие меры по обеспечению соблюдения включают изъятие запрещенных пластиковых изделий и наложение штрафов. Для эффективного мониторинга и обеспечения соблюдения запрета правительство внедрило онлайн-платформы, такие как National Dashboard, CPCB Monitoring Module и CPCB Grievance Redressal App.

В 2022 г. были изданы Правила обращения с электронными отходами 2022 года (с поправками, внесенными в 2023 году). Правила направлены на улучшение управления электронными отходами, предусматривая сокращение количества опасных веществ при производстве электрического и электронного оборудования. Они предусматривают регистрацию, повышение квалификации, мониторинг и обеспечение безопасности и охраны здоровья работников, участвующих в демонтаже и утилизации электронных отходов, а также содержат конкретные рекомендации, применимые к солнечным фотоэлектрическим модулям, панелям и элементам питания и т.д. Правила обращения с аккумуляторными отходами 2022 года расширили применение концепции расширенной ответственности производителя к обращению с аккумуляторными отходами и обязали производителей аккумуляторов, включая импортеров, нести ответственность за сбор, переработку и восстановление использованных аккумуляторов. Утилизация батареек на свалках и путем сжигания была запрещена.

 

Важные судебные решения

Т. Н. Годаварман Тирумалпад против Союза Индии и других (2022)

Верховный суд постановил, что каждый охраняемый лес (национальный парк или заповедник для животных) должен иметь экозащищенную зону, которая простирается как минимум на один километр от обозначенной границы охраняемого леса. Напрмимер, расстояние до заповедника дикой природы Джамуа Рамгарх в Джайпуре, Раджастхан, составит 500 метров.

В судебном решении говорилось, что минимальная ширина экозащищенной зоны «может быть размыта в подавляющих общественных интересах», но с этой целью соответствующий штат или территория Союза должны обратиться в Центральный уполномоченный комитет и Министерство окружающей среды, лесного хозяйства и изменения климата, и оба этих органа выскажут свои соответствующие мнения / рекомендации в суде.

Изучение значения М.К. Ранджицинх и другие v. Союз Индии и другие для судебных разбирательств по климату в Индии

Верховный суд Индии вынес историческое решение по делу об изменении климата и правах человека в отношении М.К. Ранджицинха и других против Союза Индии и других (далее «М.К. Ранджицинх») 21 марта 2024 года (опубликовано на сайте суда в начале апреля). Коллегия из трех судей Верховного суда во главе с председателем Д. Й. Чандрачудом сформулировала новое конституционное право на защиту от неблагоприятных последствий изменения климата, опираясь на статью 21 (основное право на жизнь и личную свободу) и статью 14 (основное право на равенство) Конституции Индии.

«Ашок Кумар Шарма, Индийская лесная служба (в отставке) против Союза Индии»

19 февраля 2024 года Верховный суд в качестве обеспечительной меры по делу «Ашок Кумар Шарма, Индийская лесная служба (в отставке) против Союза Индии» обязал все штаты и союзные территории следовать словарному определению понятия «лес», указанному в его более раннем решении по делу «Т.Н. Годаварман Тирумалпад против Союза Индии» (год?).

Это временное постановление было принято в петиции, утверждающей, что (а) определение «леса» в соответствии с поправками, внесенными в Закон о лесах (охране) 1980 года (поправки 2023 года), намного более узкое, в соответствии с которым «лесом» квалифицируется только земля, либо объявленная лесом, либо специально зарегистрированная как лес в государственном реестре; и (б) правило 16 Правил Вана (Санракшан Эвам Самвардхан) 2023 года требует подготовки сводного реестра лесных угодий, и поскольку этот процесс еще не завершен. завершенное применение измененного определения тем временем может привести к переводу лесных земель в нелесное пользование.

Этим временным постановлением Верховный суд восстановил свое предыдущее постановление по делу Т.Н. Годавармана, сферу действия которого пытались сузить Поправками 2023 года. Это временная мера до завершения процесса консолидации записей.

 

МК Ранджицинх и Орс против Союза Индии и Орса

В индийской юриспруденции, основанной на конституционном праве, право на чистую окружающую среду, как правило, признаётся в соответствии со статьёй 21 Конституции (основное право на жизнь). В деле М.К. Ранджицинха Верховный суд пошёл дальше, закрепив право на защиту от неблагоприятных последствий изменения климата в соответствии со статьёй 14 (основное право на равенство), сославшись на трудности, с которыми сталкиваются сообщества, более уязвимые к изменению климата в Индии, в силу их географических и экономических условий, что может нарушать их право на свободу, закреплённое в статье 14.

В конечном счёте Суд подчеркнул необходимость «признать тесную взаимосвязь между сохранением исчезающих видов, таких как индийская дрофа, и необходимостью защиты от изменения климата» (пункт 53) и пришёл к выводу, что полный запрет на воздушные линии электропередачи нецелесообразен (пункт 61).

Таким образом, в период с 2021 по 2024 г. в Индии были изданы законодательные акты и судебные постановления, направленные на стабилизацию экологической ситуации и поддержки бизнеса.